Заявление "Махно"

ЗАЯВЛЕНИЕ
СОЮЗА АНАРХИСТОВ УКРАИНЫ
«Об «аполитичном» фестивале «День Независимости с Махно»
и попытке национализации махновщины»


На 24-25 августа 2006 г. в г. Гуляй-Поле (Запорожская обл.) намечено проведение музыкально-литературного андеграундового фестиваля «День Независимости с Махно». Однако, этот праздник – не дань памяти великого сына украинского народа, одного из самых известных украинцев в мире – анархиста Нестора Махно, как это могло бы показаться из названия фестиваля и места его проведения.

Организатор фестиваля творческое объединения «Последняя баррикада» (г. Киев) заявляет, что его цель «возродить настоящее, максимально демократичное празднование Дня Независимости – государственного праздника, который идейно объединяет большинство украинских граждан». В неформальном общении с нами на форуме руководителем проекта О. Донием была разъяснена эта цель – фестиваль проводится в интересах единения Украины, и в рамках национального процесса (рождения нации) махновщина должна найти свое место. Доний заявил, что «Фестиваль не привязан под какую-нибудь одну политическую силу. Организаторы рады видеть на фестивале представителей разнообразных творческих и политических течений».

С первого взгляда все пристойно. И не может не радовать попытка столь широкой популяризации символа украинского анархизма. Однако нас насторожила и всерьез обеспокоила привязка чествования Махно именно к празднику ГОСУДАРСТВЕННОЙ Независимости. Хоть организаторы фестиваля интерпретируют его, как «аполитичный» шаг к объединению Украины, но под объединением можно понимать все, что угодно. Объединение, как мы понимаем это слово, в первую очередь подразумевает взаимное уважение к традициям объединяемых регионов, их языково-культурному выбору. В противовес этому, оранжевые технологии «присоединения» Юго-Востока хорошо известны по недавнему прошлому. Это объединение нации через подавление националистами регионального и культурного разнообразия, через установление тоталитарного единства мысли и действия.

Так же известна и другая оранжевая технология – «аполитичность», когда якобы неполитические общественные организации и деятели культуры реально работали на одного из кандидатов в президенты. Наиболее уместный здесь пример, - печально известное письмо 12-ти украинских литераторов, которые, говоря о самодостаточности и свободе каждой человеческой личности, в то же время оскорбляли языково-культурный выбор большой части населения Юго-Восточной Украины, именуя русский «языком попсы и блатняка».

И что же мы видим в программе «Дня Независимости с Махно», стремящегося объединить Украину? Среди участников т.н. «махновских чтений» один из подписантов руссофобского письма 12-ти Ю. Винничук. Случайность? Посмотрим список. В первых рядах О. Подервьянский, известный, в частности, нецензурным (с потугами на юмор) оскорблением Льва Толстого (пьеса «Гамлет, или феномен датского кацапизма»). Как свое особое достижение организаторы фестиваля преподносят лекцию российского политолога украинского происхождения А. Окары, в частности, противопоставлявшего элитарный украинский язык и «убогое арго южно- и восточноукраинских технополисов», как он называет язык русскоязычной литературы в Украине (статья «Запах мертвого слова»). Заметим, что Окара больше известен нам, как певец Украинской империи.

Насчет участия в «махновских чтениях» И. Драча, экс-главы Госкомитета по информационной политике, комментарии и вовсе излишни. Он достаточно известен Юго-Востоку, как один из столпов принудительной украинизации. В эту же компанию естественно ложатся такие характерные баннеры на сайте фестиваля, как «УНСО-Киев», «Майдан-инфо». Мы не копали глубже, этих примеров вполне достаточно.

Возникает естественный вопрос: подобный состав участников – это издевка над идеей объединения Украины? Или намеренная демонстрация, а сам фестиваль лишь часть хорошо продуманного плана, националистической стратегии поглощения? Думаем, что второе. Это, в частности, следует из заявления Дония, что фестиваль станет «весомым шагом в продвижении украинской национальной культуры на Восток и Юг». Для нас же настоящее демократическое единство возможно лишь в равноправном культурном разнообразии слагаемых политической нации. А данный состав участников говорит не только о культурно-агрессивных намерениях организаторов фестиваля, но и об их полном непонимании сути и духа махновщины и анархизма, как естественного идеологического оформления ее целей.

Говоря о национальном вопросе в анархизме, можно с полным правом перефразировать слова апостола Павла: нет ни эллина, ни иудея, варвара, скифа, но все и во всем Анархия. И такая интернациональная ситуация, в частности, для Юго-Восточной Украины – не какой-то этнический сбой, а извечная специфика региона от начала времен бывшего «проходным двором» переселения народов. Сама запорожская вольница (не путать с последующим Гетьманатом), то, что можно назвать первоказачеством, сложилась, как свободное многонациональное братство беглых крестьян от польской, русской, ханской власти. Так и ее духовный наследник – махновское движение, как проявление интернационального по сути анархизма, стало возможно именно в полиэтнической ситуации Юго-Востока.

По свидетельству начштаба Повстанческой армии махновцев В. Белаша, она состояла из «населения Екатеринославской губернии 50%, Таврической и Херсонской губерний 25%, Донской области 7%, Полтавской губернии 8% и пришлого из других губерний элемента 10%». Повстармия имела в своем составе греческие полки и еврейские роты, даже батальон китайцев, в ней сражались татары и латыши, не говоря уже об украинцах и русских. Поэтому махновщина была нетерпима к любым проявлениям национализма. Не случайно махновские отряды практически не действовали на северо-западе, - дух махновщины для тех мест достаточно чужд. Уместно здесь так же вспомнить, что именно толстовские общины Южной Украины начала ХХ века, последователи столь презираемого паном Подервьянским теоретика анархизма Льва Толстого, стали одной из идейных подоснов рождения махновского движения.

Попытка приватизации националистами образа Махно, его притягивания к государственному празднику Дню Независимости недвусмысленно говорит о том, что украинские государственники настолько ненавидят батьку, что задумали самую жестокую казнь для анархиста, - посмертно переварить его образ и включить в свой пантеон. Чтобы анархист Махно работал на легитимность власти. В этом лишний раз убеждает обещание министра МВД Ю. Луценко посетить фестиваль, «кататься на тачанке, петь и вести себя, как анархист во времена Нестора Махно». Причем, сам фестиваль будет проходить при поддержке Министерства внутренних дел!

В то же время приходится констатировать, что в технологическом плане «аполитичные» организаторы фестиваля не придумали ничего нового. Использование анархистов для прихода к власти и других этатических целей имеет свою давнюю традицию. Так большевики во время Октябрьского переворота 1917 г. использовали, как ударный таран для свержения Временного правительства моряков-анархистов Железняка. Так марксисты нагло приватизировали 1 мая – день памяти казненных чикагских анархистов. И все 70 лет советского тоталитаризма Первомай исправно работал на режим. Так же организаторы оранжевых событий эксплуатировали стихийный анархизм масс в сопротивлении кучмовскому режиму, чтобы привести к власти режим не менее коррумпированный и преступный. Теперь очередь дошла до Махно.

Уже не первый год в националистических СМИ идет подготовка к государственному поглощению образа батьки. На него кладут глаз даже национал-солидаристы и откровенные фашисты. Создается впечатление, что, потерпев неудачу в реальном управлении после популистских обещаний Майдана, его политические силы пытаются подкрасить свою поблекшую пассионарность ярким образом народного героя Юго-Восточной Украины. Перед нами попытка приватизации чужих политических символов и источников энергии.

Безвластное самоуправление является предельно энергичным движением, в том числе и ввиду своей обреченности в современном мире. На принципиальное отрицание власти и строительство безвластного общества искренне решаются только отчаянные люди, которым нечего терять и незачем торговать своими идеалами. Эту-то энергию радикальной отчаянной мечты о свободе от принуждения и хотят использовать в своих меркантильно-властолюбивых целях политические банкроты, традиционно маскирующиеся аполитичностью.

Судя по размаху приготовлений, деньги в фестиваль вложены немалые. Поэтому мы не исключаем, что «День Независимости с Махно» может планироваться, как начало нового политического движения, создающегося под какого-нибудь «безлошадного» олигарха или высшего бюрократа. Очевидно одно: политические спонсоры фестиваля стоящие за спинами его аполитичных организаторов делают ставку на безграмотность населения в вопросах анархизма и профанацию общественного сознания относительно махновского движения, если всерьез притягивают безвластное восстание ко дню государственной независимости. Уже одно это должно отвернуть от фестиваля каждого настоящих анархистов. И сопли типа, это популяризация батьки, должны насторожить еще больше. Поэтому крайне прискорбными для нас являются обещания присутствовать на фестивале нескольких людей, ранее объявлявших себя анархистами. Хочется верить, что произошло это по незнанию, а не в силу неких серебряников.

Но, зная историю махновского движения, мы, члены Союза анархистов Украины, твердо уверены в одном: Махна государству не переварить, – колом встанет! Историю махновщины нельзя изуродовать, интерпретировать, приспособить под свои коммерческие, политические или государственные нужды, как «дела давно минувших дней». Потому что она оставила о себе огромное культурно-политическое наследие, пронизанное духом интернационализма и безвластного общежития. Наследие, которым до сих пор живо интересуются и пользуются, как руководством к действию тысячи людей во всем мире. Наследие, в котором живет сам дух свободолюбивого Юго-Востока. Как сказал наставник батьки и начальник махновского Культпросвета Петр Аршинов,


«МАХНОВЩИНА ПОСТОЯННА И БЕССМЕРТНА»!


Принято на торжественном заседании Политисполкома САУ
по случаю 7-летия создания партии,

Материалы на похожую тему